восемь лет назад, в 2015 году, я писал здесь о левом повороте Португалии, теперь поворачиваем снова направо. за это время я успел поучаствовать в создании либеральной партии Iniciativa Liberal, которая не левая и не правая, а на прошедших 10 марта выборах в парламент страны даже был от неё кандидатом.
сегодня ситуация отличается от 2015 года. тогда правая коалиция набрала даже более уверенное большинство, чем сейчас, но всё-таки не абсолютное: 107 депутатов при необходимых 115. при этом левые партии тогда смогли договориться о формировании правительства большинства, и премьером стал социалист Антониу Кошта, недавно подавший в отставку из-за коррупционного скандала, что привело к этим внеочередным выборам.

результаты выборов
Expressoв этот раз правая коалиция AD избрала 80 депутатов против 78 у социалистической PS, и левые партии при всём желании к объединению не добирают до большинства из-за фактора Chega: другой условно правой партии, набравшей 18%, с которой никто не хочет делать коалицию: о ней ниже.
так что президент назначил премьер-министром лидера набравшей большинство коалиции Луиша Монтенегру из PSD — Социал-Демократической партии, правой по социалистическим португальским меркам. теперь Монтенегру должен собрать правительство страны. новому правительству будет сложно добиться поддержки большинства в парламенте, и главной проблемой может стать одобрение бюджета на 2025 год, который принимается в октябре-ноябре. если он не будет принят, Марселу придётся назначать новые выборы, уже четвёртые за последние 5 лет его президентства. а сорвать принятие бюджета угрожает Андре Вентура из той самой Chega, если его не привлекут к созданию правительства.
Chega
главным событием и тревогой этих выборов стало то, что появившаяся только в 2019 году партия Chega рванула с 12 до 50 депутатов и собирается если не войти, то влиять на будущее правительство.
Chega (читается “щега”, переводится “хватит”) называют крайне правой и популистской, и даже голосом “против всех” — в бюллетенях на выборах такого пункта не было. на самом деле она очень разнородная и в идеях, и в кандидатурах, и с резкой антииммигрантской и анти-цыганской риторики 2019-го сдвинулась к более умеренным позициям, увидев потенциальную возможность прихода к власти.
призывы к высылке нелегальных иммигрантов Chega чередует с леворадикальными идеями типа налога на сверхприбыли, так что я вообще бы не называл её правой партией. у них получилось успешно найти болевые точки в обществе и, общаясь с людьми, увести их голоса у социалистов. яркий пример — Алгарве, где Chega заняла первое место, говоря о накопившихся проблемах богатого региона, где живут бедные люди.
ещё один успех Chega — соцсети. первыми начав системно работать в TikTok и других соцсетях, они смогли привлечь голосовать за себя тех, кто раньше не ходил на выборы, став в этот раз одной из причин рекордной явки.
каждый день появляются статьи о забавных новых депутатах Chega, типа бразильца Маркуша Сантуша, который выступает против бразильских иммигрантов, или ещё одного противника иммигрантов португальца Жозе Диаша Фернандеша, который сам уехал нелегалом во Францию и два раза был оттуда был депортирован.
ещё одной неожиданностью стало поражение на выборах предыдущего спикера парламента от социалистов, Аугушту Сантуша Силвы, который посвятил значительную часть работы в Ассамблее борьбе с Chega и их радикализмом, поспособствовав таким образом их росту, и трагически проиграв место как раз депутату от Chega.
партия-спойлер
PSD, партия нового премьер-министра, недобрала на этих выборах 5 депутатов из-за нелепого недосмотра: предвыборную коалицию, которую они сформировали с двумя маленькими партиями, назвали AD — Aliança Democratica, или Демократический Альянс. но в выборах участвовала и микропартия ADN, Alternativa Democratica Nacional или Национальная Демократическая Альтернатива, у которой никогда не получалось никуда избраться.
в бюллетене ADN оказалась выше, а аббревиатуры указывать нельзя по закону. Alternativa Democratica Nacional первой попадалась на глаза, так что несложно было перепутать и поставить галочку за них вместо Aliança Democratica: особенно тем, кто был вообще не в курсе о существовании партии ADN.
так ADN, никому раньше не известная партия ковид-диссидента Бруну Фиалью, вдруг оказалась в центре внимания всей страны, а теперь, получив безумные 102 тысячи голосов, ещё и получит государственное финансирование в 340 тысяч евро в год.

антипрививочный билборд ADN
если бы не схожесть аббревиатур, почти все их голоса получила бы AD, избрав ещё 5 депутатов, хотя от ADN с этим количеством голосов не прошёл никто: из-за того, что на португальских выборах используется метод Д’Ондта, который перераспледеляет голоса в пользу больших партий и коалиций.
Iniciativa Liberal
наша партия, Либеральная Инициатива, сохранила прежний результат, 8 депутатов, потеряв одного в Лиссабоне и получив в Авейру. из-за близких идеологических позиций с PSD, идут разговоры о включении нескольких либералов в правительство Монтенегро, но это маловероятно, хотя у IL есть отличная команда для всех министерских постов.

«Единственный выбор, чтобы поменять Португалию»
я выдвигался вторым в списке по округу Fora da Europa, то есть за пределами Европы, где голосуют португальские эмигранты. как раз в этом округе не смог переизбраться спикер прежнего созыва от Социалистической партии. наша партия набрала там всего 1,92%, но при этом больше 30% бюллетеней признали недействительными: как и в округе Европа, голосовали в основном по почте, и частно нарушали схему голосования, когда конверт с копией идентификационного документа надо вкладывать в другой конверт вместе с бюллетенем, чтобы не нарушалась тайна голосования, когда конверты вскрывают.
в этот раз стать депутатом не получилось, придётся пробовать ещё!
Павел Елизаров
на обложке — Зе Повинью
Ваш комментарий будет первым