в Португалии к женщинам традиционно относятся требовательнее, чем в остальной Европе, у португалок всегда было много обязанностей и мало прав. освобождение принесла революция 25 апреля 1974 года, но борьба продолжается до сих пор.
португалки средних веков
хотя Португалией время от времени правили женщины-королевы, а на картинах изображали принцесс и графинь за благородными занятиями, жизнь обычных португалок была тяжёлой и часто безрадостной. исторически здесь мало кто беспокоился о женской доле. даже в знатных семьях уделом женщин было домашнее хозяйство и дети. публиковались учебники о семейной жизни, написанные мужчинами для мужчин. одним из первых трактатов о женитьбе было изданное в Порту в 1540 году «Зеркало супругов» Жоао де Барруша. он приводил там 12 недостатков женитьбы, первым шло утверждение «Женщина — это бремя в жизни мужчины». правда, во второй части книги Барруш старается эти недостатки опровергнуть, и говорит о мудрости женщин.
португальские женщины. плитка азулежу на вокзале Сан Бенту в Порту.
в той же книге обсуждаются законодательные ограничения, наложенные на женщин: как обоснование их ненадёжности. так можно узнать, что в XVI веке португалкам было запрещено быть судьями, проповедовать и читать мессу, занимать посты нотариуса, портье, государственные должности.
первой португальской книгой, в которой заговорили о том, что надо расширять права женщин, стал трактат «О привилегиях…», изданный в 1559 году юристом Руем Гонсалвешем и обращённый к королеве Катарине. в ней он говорит о несоответствии реальной роли и положения женщины в обществе существующим на тот момент законам, часто опираясь на истории из библии и из жизни королев и принцесс.
в другом тракате, «Инструкции для женатых» Франсишку Мануэля де Мелу, изданном в 1651 году, перечисляются обязанности женщин в супружеской жизни. этот автор делает вывод о главных обязанностях жены: готовить и шить. супруга в семье того времени должна была:
- любить мужа больше других мужчин и больше, чем своих родителей.
- поддерживать мужа во всём, в том числе в оскорблениях, насилии, отсутствии дома.
- отдать мужу свою волю, свою душу, свою свободу, своё имущество, свою жизнь.
- быть второй властью в семье, управлять домашним хозяйством и слугами.
- хорошо принимать родителей мужа и уметь уважить всех, кого уважает муж.
- после этих первичных обязанностей, если они выполнены, идут обязательства перед церковью, богом и обществом, не переходя установленных границ.
так описала домашнее положение португалок первой половины XVIII века исследовательница Мария Антонии Лопеш:
Женщины жили в обстановке настоящего домашнего заточения. Запертые в одной части дома, португальские женщины проводили дни, сидя на деревянном помосте. Этот предмет мебели присутствовал во всех домах. Это было простанство женщин, их жалкий трон. Там они жили и старели. Сидя там, скрестив ноги под юбками, не используя стулья, в компании немногих подруг и служанок, в окружении подушек, они пряли, играли с так называемыми собачками помоста, и болтали.
Из книги «Женщины, Пространство и Социальность» Марии Антонии Лопеш (1989 год)
несмотря на все эти жесткие ограничения, в бедных португальских семьях женщины были намного больше, чем просто домохозяйками. они занимались земледелием и разведением животных наравне с мужьями, были ответственны за покупку и продажу продуктов, носили тяжёлые грузы — корзины овощей, фруктов, рыбы, бочки с вином, тюки вещей для стирки. при этом никто не снимал с них «основных» обязанностей: готовки, рождения и ухода за детьми и заботы о мужьях.
проживший три года в Лиссабоне (1723-1726) француз Шарль Фредерик Марвайо так описывал неделю перед Пасхой: «От походов в церковь во время Страстной недели за один день появляется больше рогоносцев, чем за год обычной жизни». речь шла о том, что женщинам во время этих праздников позволялось свободно ходить по улицам. в другие дни они выходили из дома только в церковь или в гости, всегда в сопровождении мужчин — отцов, мужей или братьев.
в плане наказаний за преступления португалкам тоже приходилось труднее. муж имел право убить жену за измену, часто доставалось и любовнику, а сами мужья изменяли безнаказанно. смертная казнь полагалась за изнасилование замужней женщины, за изнасилование других полагался только штраф.
весь средневековый период отношение к женщинам в Португалии менялось. одновременно с ослабеванием власти церкви португалки получали больше возможностей и прав. в результате «либеральной революции» 1820 года, начиная с 1830-х годов по всей Португалии стали учреждать женские и смешанные начальные школы. в конце XIX века женщин начали принимать в старшую школу и в университеты, в больших городах появились первые феминистские организации.
подпись к открытке 1905 года:
Не повезло отцу,
Что научил дочь читать.
Влюбилась по переписке,
Матушке не сказав.
источник
португалки и первая республика
из-за близости идей и необходимости расширения фронта в начале ХХ века с феминистками сблизилось португальское движение республиканцев, защита прав женщин вошла в республиканскую программу.
Ана Озориу и Каролина Анжелу, основательницы Республиканской лиги португальских женщин
сразу после провозглашения республики в 1910 году был принят закон о разводах, гарантирующий мужу и жене равные права при разводе. уже за следующий 1911 год произошло 2685 разводов.
только в части права голоса женщин на выборах республиканцы были против: вроде как, женщины религиозны, и через их голоса на выборах большe влияния получит церковь. несмотря на это, в 1911 году Каролина Беатриш Анжелу через суд добилась права проголосовать на выборах, воспользовавшись лазейкой в законе — там говорилось, что голосовать могут главы семей, без конкретизации пола. Каролина была вдовой, то есть главой семьи. уже в следующем году республиканские власти исправили закон, прямо указав, что голосовать на выборах могут только мужчины.
португалки и диктатура Салазара
традиционные семейные ценности, как и религия в целом, были одним из столпов режима Нового Государства Салазара. и у женщины в них было определённое место — место высокоморальной хранительницы домашнего очага, радующей мужа и воспитывающей детишек.
конституция 1933 года включала в себя дискриминирующие женщин положения: в начале, в пункте 5 говорится о равенстве граждан как основе новой республики, но там же даётся примечание о том, что это равенство перед законом не относится к женщинам из-за обусловленных природой и семейным благом отличий.
реклама посуды Hysil. Лиссабон, 1963 год.
во время Нового Государства женщины шаг за шагом добивались избирательных прав, хоть и медленнее, чем в остальной Европе. в 1931 году появился закон, снова позволяющий голосовать женщинам «главам семьи» на местных выборах. постепенно снимались и другие ограничения. только в славном 1968 году, на волне прокатившихся по Европе и Штатам либеральных протестов женщины Португалии получили равное с мужчинами право голоса, но пока только на парламентских выборах. окончательно равноправие на выборах всех уровней было закреплено в конституции, принятой после революции 1974 года.
Назаре, 1953 год. фотограф: Жан Дюзейд (Jean Dieuzaide)
в 1940 году вернулся запрет на развод для тех, кто венчался в церкви, который продержится до 1975 года. тем, кто в церкви не венчался, развод тоже усложнили в 1966 году. в 1966-1974 годах было только около 1 развода на 100 браков, сейчас — около 70. католическая церковь, в отличие от православной, не признаёт разводов до сих пор: если один раз обвенчался в церкви, поклявшись в верности «пока смерть не разлучит», другая попытка будет считаться прелюбодеянием, если только смерть супруга действительно вас не разлучит.
послевоенный предвыборный плакат Антонио Салазара, обращённый к женщинам.
Португальская женщина:
Благодаря Новому Государству
У тебя есть
Стабильность семьи ♦ Религиозная свобода ♦ Общественный порядок ♦ Мир, сохранивший нашу страну от катастрофы и разрушений войныЕсли твой муж, твои братья, твои сыновья живы, если они не шагают строем по полям войны,
Ты обязана этим Салазару!Если твой жених не поехал умирать на чужую землю, под град железа и огня, и ты можешь создать счастливую и спокойную семью,
Ты обязана этим Салазару!Если твои дети не нуждаются в крыше над головой и в хлебе, если твой дом не разрушен, не снесена фабрика где работают твои мужчины, не скошены поля, с которых к тебе приходят плоды природы,
Ты обязана этим Салазару!Матери, Жёны, Невесты Португалии,
Голосуйте за Салазара!
в Лиссабоне на эмансипацию повлиял приезд уезжавших в конце 30-х от наступления Гитлера француженок и бельгиек. уличные кафе в центре наводнили курящие женщины, а для защиты морали португальцев в 1941 году даже пришлось принять закон, под угрозой штрафа устанавливающий максимально возможную откровенность закрытого купального костюма для женщин и для мужчин, и запрещающий появляться в купальнике за пределами пляжа и бассейна.
Кашкайш, 1966 год. пляжная мода
«сигарета современной женщины». реклама сигарет Sagres, 60-е годы.
первой книгой о тяжести положения португалок при Салазаре стала изданная небольшим тиражом в 1948 году книга «Женщины моей страны» журналистки Марии Ламаш. она собрала истории женщин в своих поездках по Португалии.
до 1969 года женщинам запрещалось выезжать за границу без письменного разрешения мужа. были профессии, доступ женщин к которым был запрещён: дипломаты, военные, полицейские. а на некоторых должностях людей не хватало, и женщин наоборот держали: медсёстрам, стюардессам было запрещено выходить замуж. учительницы могли выходить замуж только с разрешения министра, который должен был убедиться в благонадёжности жениха.
в 1974 году среди работающих в Португалии было 25% женщин. 86% из работающих женщин были не замужем. 81% работали из дома, хотя интернета ещё не было.
португалки после 25 апреля
Революция Гвоздик принесла португалкам триумфальное освобождение. правда, как у нас тут принято, введение его в силу на практике затянулось, и продолжается до сих пор. через два года после свержения диктатуры была принята новая конституция, гарантирующая равноправие мужчин и женщин, вслед за ней обновились гражданский и уголовный кодексы. но некоторые законы до сих пор чистят от дискриминации, и до сих пор не полностью поменялась ментальность.
по данным Pordata
как 25 апреля повлияло на положение женщин, можно видеть по статистике. в 1970 только 7% из получивших докторскую научную степень в Португалии были женщинами. уже к 1980 году это число выросло до 34%, а с 2010-го держится на уровне 53-55%.
право на аборт без медицинских показаний португалки получили только в 2007 году. сейчас аборты здесь делают, как правило, в частных клиниках, но за счёт государства. для этого перед абортом девушка должна пройти обследование в государственной клинике и получить направление. при этом она зачастую сталкивается с затягиванием процесса и с унизительными попытками доктора отговорить её от решения об аборте и отказом в направлении: в этом случае приходится идти к другому врачу, либо самой платить за операцию. после консультации женщине дают обязательные три дня на принятие окончательного решения. и всё-таки каждая шестая беременность (около 17%) в 2008-2015 годах в Португалии закончилась абортом. этот показатель выше, чем, например в Германии за тот же период (13%), но сильно ниже российского — 37%, больше чем каждая третья беременность в России 2008-2015 была прервана. хотя в России эта ситуация улучшилась по сравнению с началом 90-х, когда абортов делали в два раза больше, чем рожали детей.
по данным Института гендерного равенства
в рейтинге Европейского Института гендерного равенства за 2015 год Португалия — на 21 месте из 28. соседняя Испания в индексе намного выше — на 11 месте. согласно этому индексу, за последние 10 лет положение португалок почти не улучшилось.
по некоторым параметрам заметно особенно сильное отставание Португалии от других европейских стран. например, соотношение времени, которое здесь тратят на работу по дому: ежедневно делают домашние дела и/или готовят 78 процентов женщин, и только 19 процентов мужчин. согласно отчёту PwC, разрыв в зарплатах по сравнению с 2000 годом даже увеличился, причём больше всех в Европе.
«Я не замолчу!» феминистки, а также один феминист, на марше против домашнего насилия над женщинами. Лиссабон, 2017 год.
источник фото
кроме объективных показателей, португалки жалуются на распространённость домашнего насилия, о котором редко рассказывают. по отчёту Ассоциации помощи жертвам, в 2015 году домашнему насилию подверглись 7429 женщин и 452 мужчин — чуть больше, чем за прошлые годы (6876 и 386 в 2013ом). понятно, что число умолчавших о произошедшем во много раз больше. так что надеюсь, что рост числа жертв вызван тем, что они перестают стыдиться пожаловаться на преступника или преступницу, а не тем, что люди становятся агрессивнее.
любовь спасёт мир.
Павел Елизаров
фото на обложке: Анибал Секейра
Оффтоп, но. Пожалуйста, не верстайте тексты такого рода без заглавных букв. Они нужны, их не зря придумали. Отказ от заглавных букв бывает оправдан, но это не тот случай. А после подзаголовка, набранного AllCaps блок текста со строчной выглядит как полное безумие.
Павел, пожалуйста, не переставай «верстать тексты такого рода без заглавных букв». В удовольствие читать их в таком виде, уж не говоря о содержании. Традиционный мегалайк!
Было очень интересно читать статью. Большое спасибо за то, что пишете на актуальные темы! Читаю из Португалии. Надеюсь, что все сложиться хорошо в плане равноправия.
Очень интересная тема ,я очень много узнала нового.Но мне кажется что наши словьянские девушки, женщины выходя замуж за португальцев вносят большие изменения в их семьи.Мы не привыкли чтобы нами командовали,и многово добиваемся сами .И мне кажется, что им это нравится,и они восхищаются нами!