1 февраля 1908 на Дворцовой площади Лиссабона был убит Карлуш I — король Португалии, и его старший наследник, принц Луиш Фелипе Браганский. королю было 44 года, а принцу — всего 20. младший наследник, 18-летний Мануэл, был только ранен в руку: мама бросилась на его защиту с букетом цветов наперевес.
реконструкция событий на Дворцовой: перестрелка началась после поворота кареты на Арсенальную улицу
ситуация напоминает совершённое за 27 лет до этого, в 1881 году, убийство русского императора Александра II в Петербурге:
- отчаянные народовольцы убивают государя-освободителя: как и Александр, Карлуш I выступил с планом масштабных реформ, но, в отличие от русского императора, не успел их реализовать.
- убийце императора, студенту Игнатию Гриневицкому, было 24 года — как и Алфреду Коште, стрелявшему в португальского короля.
- исполнители погибают на месте: Гриневицкий — взорвавшись вместе с царём, португальские республиканцы — от пуль неизвестных.
разница в том, что в русском случае хорошо известно и об организаторах: громкий процесс закончился их повешением уже через месяц после убийства. Мануэл II, отстранился от участия в деятельности правительства и был свергнут республиканской революцией 5 октября 1910 года. назначенное Мануэлом II правительство запустило расследование, которое спустя 2 года пришло к выводу, что убийство было организовано при участии тайных обществ.
расследование было закончено за неделю до республиканской революции 5 октября 1910 года, которая свергла монархию и провозгласила Республику. материалам расследования не был дан ход ни при республиканских властях, ни при Салазаре, хотя известно, что в 50х годах ХХ века в распоряжении властей было не меньше трёх копий 5-томного дела, которые до сих пор не обнародованы. неизвестны даже непосредственные участники покушения, кроме двоих, которые были убиты на месте. проводились независимые расследования, самое объёмное — для книги «Dossier Regicídio. O Processo Desaparecido», изданной к столетию со дня убийства. их выводы об организации убийства — повод для отдельной статьи, давайте пока остановимся на реакции общества на это преступление и на последствия, которые оно за собой повлекло.
политическая ситуация зимой 1907/1908 в Португалии была напряженной, чему во многом способствовало тогдашнее правительство Жоао Франко. придя к власти при поддержке парламентского большинства в мае 1906 года, осенью того же года Франко исключил из парламента двух ярких депутатов-республиканцев, а спустя ещё полгода потерял парламентское большинство, но сохранил покровительство королевской семьи, которое позволило ему остаться у власти.
не находя других способов борьбы за власть, республиканцы готовили переворот «Golpe do Elevador», который должен был завершиться свержением монархии и провозглашением республики 31 января — 1 февраля 1908 года. он был раскрыт и не состоялся, его лидеры были арестованы и высланы из страны. считается, что окончательный план предусматривал устранение Жоао Франко. достоверно неизвестно, решили ли они убить и короля, но такая возможность как минимум рассматривалась.
несмотря на провалившийся заговор, 1 февраля хороль и его старший сын были убиты, сразу по возвращении в Лиссабон из летней резиденции, где король подписал указ о высылке арестованных заговорщиков в Анголу. непосредственными убийцами были Алфреду Кошта — 24 года, публицист-республиканец, член тайных обществ, и Мануэл Буиса — 31 год, преподаватель колледжа, бывший военный. они не были арестованы, как участники переворота, но видимо, участвовали в его подготовке.
уже через три дня после событий на Дворцовой правительство Франко, признанное ответственным за радикализацию общества, сменилось «правительством умиротворения», в котором министры сменялись каждые несколько месяцев, вплоть до падения монархии в октябре 1910го.
конечно, убийство короля усилило напряжение в обществе. многие были шокированы формой его совершения — нападением в публичном месте нa семью с детьми. с другой стороны, противники монархии были рады, и это событие резко приблизило установление республики. в церемонии прощания с убийцами — Коштой и Буисой — прошедшей 17 февраля, приняло участие 22 тысячи человек.
судя по всему, правительство Франко и реформистские усилия короля явно не могли ничего поделать с нарастающей напряженностью, которая рано или поздно перешла бы в фазу кипения, и число жертв могло быть намного больше. с другой стороны, среди исследователей распространено мнение, что именно это убийство вызвало новые жертвы при установлений республики в 1910ом — в ходе революционных событий погибло не меньше 50 человек — и стало в конечном итоге причиной установления диктатуры Салазара.
сейчас большинство португальцев осуждает убийство Карлуша I — по опросу 2002 года 76,5% считали это «страшным преступлением», 18,8% — «необходимым злом», а 4,6% — «хорошим для страны делом».
об изменении отношения людей (не без участия меняющихся правительств, конечно) интересно проследить на примере могилы Кошты и Буисы на лиссабонском кладбище Алту ду Сан Жоао. изначально они были вместе похоронены в обычных могилах, к которым, однако, приходило множество людей, и где всегда были цветы.
эта фотография, предположительно, сделана в августе 1908 года:
(Documentos Carvalhão Duarte/Rocha Martins/Fundação Mário Soares)
через несколько лет после провозглашения республики, в 1914 году, на том же кладбище было выделено место для памятника, туда перенесли уже вместе останки Кошты и Буисы. памятник представляет собой две руки: одна разрывает цепь, а другая держит горящий факел:
в 1940 году, во времена Салазара, городские власти решили убрать этот памятник. скульптурные элементы перенесли на склад кладбища, а на его задворках соорудили скромную общую могилу Кошты и Буисы. формальным поводом для этого было то, что памятник «мешает проходу людей», что очевидно выдумано — Rua 9, где он находился, отнюдь не центральная аллея, по её длине установлено несколько аналогичных памятников, а по месту, где был памятник, по-прежнему никто не ходит:
фото Павла Елизарова, январь 2016
по прошествии 108 лет история цареубийства по-португальски не закончена. в 2006 году на месте убийства (на углу площади, которая стала Торговой вместо Дворцовой) была установлена памятная доска королю и наследному принцу, «павшим за родину», ассоциация «República e Laicidade» — «Республика и Секуляризм» — требует установки таблички с именами убийц и восстановления памятника на кладбище, а многотомное расследование, как и его результаты, так и не обнародовано.
Павел Елизаров
Ваш комментарий будет первым