в истории Португальской империи было много моментов, которые сегодняшние португальцы предпочитают не вспоминать. среди них — похищение огромного драгоценного колокола, бирманской святыни, за которое Филипе де Бриту был жестоко казнён буддистами. считается, что де Бриту утопил колокол в реке, и его ищут до сих пор.
в конце XV века, около 1480 года Дхаммазеди, король бирманской страны Хантавади, приказал провести перепись жителей своего королевства. его чиновники решили не только переписать подданных, но и собрать с них дополнительные налоги. узнав об этом, король разозлился. чтобы смягчить гнев правителя, чиновники предложили пустить собранные деньги на изготовление огромного колокола.
считается, что колокол был отлит, и стал самым большим колоколом в мировой истории: согласно источникам того времени, колокол был отлит из 294 тонн сплава, который включал серебро и золото, а также медь и олово. он также был инкрустирован изумрудами и сапфирами. размеры колокола описываются как двенадцать локтей (около 6 м) в высоту и восемь локтей (около 3,6 м) в ширину. колокол Дхамазеди был повешен в пагоде Шведагон в Дагоуне — сейчас это часть Янгона, бывшей столицы Мьянмы. в конце XVI века в окрестностях пагоды обосновался португальский искатель приключений, по приказу которого колокол вывезли из пагоды, но утопили при перевозке в столицу его королевства.
португальский идальго Филипе де Бриту родился в Лиссабоне в 1560-х годах, в знатной семье француза и португалки. как и многие отважные португальцы того времени, ещё в юности де Бриту отправился в большое путешествие в Юго-Восточную Азию в поисках доблести и богатства. в 1590-х он оказался в королевстве Аракан (территория нынешней Мьянмы), где собрал из других португальцев и из умелых местных жителей боевой отряд, выполнявший задания по заказу местных правителей.
в 1602 году в результате одной из успешных операций Филипе де Бриту получил контроль над важным портом Сириам (сейчас называется Танхльин) на реке Пегу. на тот момент под его началом было 3 корабля и 3000 человек. король Аракана в знак благодарности сделал его там своим официальным наместником, учитывая расположение местных жителей к португальцам и в частности к де Бриту — его прозвали там «Чанга» — в переводе «хороший человек». де Бриту сразу убедил его построить там здание таможни, чтобы зарабатывать на торговле. это здание было построено как укреплённый форт, который де Бриту, обойдя противодействие араканских чиновников, потом сделал своей военной базой.
так Филипе де Бриту закрепился в стратегическом торговом порту Сириам. потом он провернул несколько интриг, включая собственную женитьбу на внебрачной дочери нового португальского вице-короля де Салданья и брак своего сына с дочерью правителя провинции Мартабан. посредством женитьбы сына де Бриту заручился поддержкой Аютии, тайского государства, уже бывшего союзником Португалии. его история описана в книге Фредерика Чарлза Данверза о португальских владениях в Индии.
из поездки в Гоа в начале 1600-х Филипе де Бриту вернулся не только с новой женой, но и в статусе кавалера томарского Ордена Христа, преемника Ордена Тамплиеров, и в звании короля Пегу — нового королевства, подчинённого португальской короне, со столицей в Сириаме.
королевство Пегу. фрагмент французской карты бирманских королевств (1764 год)
колокол Дхаммазеди, оказавшийся на территории королевства де Бриту, к этому времени уже имел мировую известность. в 1583 году пагоду Шведагон посетил венецианский купец Гаспаро Бальби. он описал колокол в своём дневнике. размеры колокола оценивают, исходя из этого описания:
В зале находился очень большой колокол, который мы измерили, и обнаружили, что он имеет семь шагов и три ширины руки в окружности, и что весь он от верха до низа покрыт письменами так плотно, что они налезают друг на друга; они очень хорошо видны, но нет ни одного народа, который мог бы их прочесть, даже сам народ Пегу не помнит, ни что там написано, ни что там изображено.
в 1608 году, в рамках кампании по ограничению влияния буддизма в своих владениях, а заодно нуждаясь в новых орудиях, король Филипе снарядил экспедицию в пагоду Шведагон, чтобы привезти в свою столицу великий колокол Дхаммазеди, распилить его и переплавить на пушки. на сайте myanmars.net была без ссылок на источники опубликована история этой перевозки:
Колокол сняли с пагоды Шведагон и покатили к огромному плоту на ручье Пасундаунг. Отсюда до реки Пегу его тащили слоны. На реке плот и колокол были привязаны к флагманскому кораблю де Бриту для перевозки через реку Сириам. Однако нагрузка на плот оказалась слишком велика. В месте впадения реки Пегу в Янгон плот развалился, и колокол пошёл на дно, утянув за собой корабль де Бриту.
если верить этому описанию, зона для поисков колокола получается не очень большой — несколько километров. но, несмотря на это, колокол так и не был найден, как и флагманский галеон де Бриту.
вскоре после потери колокола начался закат маленького королевства Пегу, а с ним и владений Португалии в Бирме. после очередного дворцового переворота 1610 года португальцы решили поддержать свергнутого короля в борьбе за возвращение на трон, которая не удалась, и после череды сражений привела к полному разгрому владений де Бриту новым бирманским королём в 1613 году: Сириам с тремя тысячами защитников пал перед 120-тысячной бирманской армией, продержавшись три дня. сам Филипе де Бриту был жестоко казнён и три дня умирал, посаженный на кол: так казнили за надругательство над буддистскими святынями. его соратники-португальцы были взяты в плен, а потом расселены по окрестностям, продолжив служить наёмниками. в лицах членов католических сообществ Мьянмы по-прежнему узнаются черты предков-португальцев.
до XIX века, по свидетельствам путешественников из разных стран, лежащий на дне реки колокол был виден невооружённым взглядом.
пагода Шведагон в которой, как утверждается, висел колокол, до сих пор существует и находится не территории Янгона, нынешней столицы Мьянмы. а вот от построек Филипе де Бриту ничего не осталось.
начиная с 1987 года предпринимаются попытки найти колокол, который Мьянма считает своим достоянием. время от времени очередная команда дайверов заявляет об успехе поисков, но никто не даёт точных координат или других доказательств находки. в Мьянме высказывают сомнения в оправданности трат на поиски — мол, никакого колокола на самом деле не было, а свидетельства о колоколе и его размерах идут только от нескольких иностранцев.
Павел Елизаров
Ваш комментарий будет первым