несколько лет назад много обсуждений вызвала моя статья «Порочная Португалия: еда, выпивка, наркотики и секс«, особенно та её часть, которая посвящена любовным отношениям. разовьём эту тему, теперь на исторических данных из научной статьи профессора Жозе Машаду Пайша, перевод полного текста которой тоже доступен на сайте «Переулков»: «Соблазнение и сексуальность в Португалии: времена и обычаи».
XVIII век и раньше: приставания в церквях
Португалия вплоть до недавнего времени была патриархальной страной: женщины сидели дома и не участвовали в светской жизни. единственное общественное место, где вместе оказывались незнакомые мужчины и женщины — это церковь. поэтому религиозные мероприятия до середины XIX века были главным местом притяжения для дерзких португальских соблазнителей.
популярным способом сексуальных приставаний в церкви был «ритуал щипания»: во время некоторых обрядов по церковным правилам нужно смотреть в правую сторону алтаря, и этим пользовались, чтобы подобраться с другой стороны, незаметно просунуть руку под железный каркас платья и ущипнуть девушку за бедро. это сложная операция, и некоторые попадались, несколько развратников даже сослали за это в Бразилию.
попроще было «щипание груди»: пока мужчина правой рукой неистово крестится, левая греховно ползёт в сторону женской груди. пока у алтаря священник декламировал: «Gloria Tibi, Domine!», в церковном зале можно было услышать женские стоны.
самые отъявленные ездили за границу, чтобы щипать в церквях испанских девушек. в Мадриде, Саламанке или Севилье, если испанка чувствовала, что её щипают за бедро или кусают за руку, она сразу подозревала, что поблизости португалец. португальские щипачи чужих жён добирались даже до церквей Голландии и Италии.
на релизиозных процессиях тоже было много интересного: подмигивания, закусывание губ, поцелуи “aba beijada”: целовали поля шляпы, когда было невозможно поцеловать ту, кого хочется. если симпатия была взаимной, пары договаривались о специальных кодах для интимного общения в церкви, например:
- «какая ты красивая!»
он кладёт правую руку на сердце, глядя вверх. - «напиши мне»
она открывает служебник, медленно листая его. - «у меня есть для тебя письмо»
он расстёгивает пиджак правой рукой и сразу застёгивает левой. - «мама что-то подозревает, нужна осторожность»
она чешет нос, закрыв служебник. - «ты мне очень нравишься»
она зажимает закрытый служебник в руках. - «ночью пройду под твоим окном»
он поднимает шею и чешет подбородок.
есть много легенд и реальных историй о сексуальной жизни обитательниц португальских монастырей. например, матушка Паула де Одивелаш была любовницей короля Жуана V и родила ему сына, который потом стал великим инквизитором Португалии. какие нравы царили в монастырях, можно понять и по названиям сладостей, производством которых они славились и которые продолжают делать и сейчас: животы монахини (barrigas de freira), любовные пирожные (bolos de amor), грехи аббата (pecados de abade), поцелуи монаха (beijinhos de frade), вздохи Санта-Катарины (suspiros de Santa Catarina) или грудки молодой послушницы (maminhas de noviça).
XIX век: публичные дома и начало женской эмансипации
начиная с середины XIX городские женщины стали отвоёвывать себе общественное пространство на прогулках в садах, занятиях спортом, в университетах и на пляжах. их мужья стали переживать, что жён будут принимать за проституток, которые тогда тоже в изобилии присутствовали на улицах, и правительство предприняло меры, ограничив проституцию борделями, которые обычно находились в укромных местах. потом проститутки стали принимать клиентов в своих квартирах. наверное, самая известная из них — Мария Севера, основательница современного стиля фаду.
в богатых семьях первый сексуальный опыт у мальчиков часто бывал со служанками — они спали с сыновьями ради удовольствия или из боязни быть уволенными.
другая особенность времени — свидания у окна в городах и деревнях, то что называлось «namorar a janela». это было социально допустимо, и соседки наблюдали что происходит у других и обсуждали это. чтобы избежать сплетен, обменивались записками, которые спускали на верёвочке и использовали для разговоров длинные трубки.
в 1920-е годы пришла ещё большая свобода нравов, кинотеатры, сделавшие возможными свидания с волнительными прикосновениями в темноте, новые танцы с близким контактом и смелой горячей одеждой, как танго. к сожалению, это эпоха быстро оборвалась с приходом военной диктатуры и Салазара.
диктатура Салазара: страх вместо любви
в этот тяжёлый для португальцев период, продлившийся с 1926 до 1974 года, государственной политикой стало возвращение к традициям, семейным ценностям и религии. женщин снова ограничили в правах, от девочек требовали хранить девственность до свадьбы.
принимались декреты, защищающие общественную мораль, вводившие штрафы за поцелуи на публике и за слишком откровенную одежду на пляже.
флирт в городах перетёк на рабочие места, например на фабрики, где женщины работали вместе с мужчинами. в сельской местности продолжалась традиции посвящения мальчиков в мужчины с околосексуальными сценками с участием девушек, а вечерние деревенские посиделки с прялками у костра иногда заканчивались танцами с участием парней, из-за чего были временно запрещены.
при этом продолжали работать бордели, появились элитные бордели, в которые ходили в том числе чиновники. иногда это даже выходило на публику, как случилось в 1960-е с «делом Ballet Rose«: оказалось что десятки высокопоставленных чиновником из правительства Салазара, в том числе министры и дипломаты высокого ранга, развращали в борделях малолетних детей, в том числе девятилетних девочек. скандальный процесс широко освещался в прессе, только не в португальской, а в английской. по итогам процесса в тюрьму посадили двух проституток, мужчины не были наказаны.
25 апреля и новая сексуальная свобода
с Революцией Гвоздик в апреле 1974 года произошла быстрая либерализация нравов. показ бразильской мыльной оперы «Габриэла, корица и гвоздика» по роману Жоржи Амаду, с очень смелыми сценами, почти парализовал страну, даже приостановив заседания парламента. в деревни с традиционным укладом эти сериалы ворвались как ураган, несуший новые порядки.
постепенно шла новая женская эмансипация, хотя этот процесс не закончен и до сих пор. в 1994 году проводился соцопрос о культурных особенностях, и на вопрос об атрибутах интересной женщины лиссабонцы ответили «выразительные глаза или рот», «волосы или причёска», «способ одеваться», «умение хорошо готовить», «соблазнительность» и «способность соблазнять». а самыми ценными характеристиками мужчин были «ум», «умение говорить», «чувство юмора», «уверенность в себе», «культурность», «финансовая обеспеченность» и «шарм»: видно, что социальное неравенство тогда было выразительным.
но уже тогда, к 1994 году, усилилась позиция женщин в части соблазнения. по данным того же опроса, около 50% опрошенных женщин, в том числе замужние и пожилые, признались в опыте соблазнения кого-то противоположного пола.
секс перестал быть табу и стал открыто обсуждаться, в том числе на страницах газет.
Одна сеньора из Порту пожаловалась в журнал Maria в 2001 году:
Мне 38 лет, и у меня есть тайная фантазия: чтобы меня взяли на раковине в ванной. Я уже давала мужу понять, что хотела бы это сделать, но он сказал мне, что это невозможно, потому что я слишком толстая, а раковина новая.
в 2010 году была опубликована книга Изабель Фрейре «Эротические фантазии: секреты португальских женщин», где десятки женщин анонимно рассазывают о своих сексуальных переживаниях. интересно, что среди остальных фантазий они часто описывают разные непотребства в церкви: во время службы или даже со священником. наверное работает генетическая память о происходившем в португальских церквях XVIII века, когда девушкам залезали под платье прямо во время молитвы.
по всей стране работают секс-шопы и свинг-клубы, популярны приложения для знакомств, стали нормой свидания на одну ночь. в школах давно уже есть сексуальное образование.
и всё-таки большинство португальцев старше 25 лет продолжает знакомиться и заводить отношения по традиционной схеме, которую я уже описывал в упомянутой статье «Порочная Португалия«, даже в столицах. чувствуется, что новое поколение, родившееся в 2000-е, принесёт Португалии ещё один уровень сексуального освобождения.
во времена коронавирусного локдауна 2020-2021 годы с любовью стало хуже, постоянное нахождение супругов вместе обычно не способствует суксуальному желанию, новые знакомства ограничились онлайном, пойти на свидание стало некуда, а многих останавливает боязнь заразиться.
в этот день 14 февраля 2021 года в Португалии уже пришла ранняя весна и солнце, количество заболевающих ковидом сильно уменьшилось. есть ощущение, что когда всё закончится, эта культура переродится и мы попадём в новую лавину любви.
Павел Елизаров
по материалам статьи «Соблазнение и сексуальность в Португалии: времена и обычаи» Жозе Машаду Пайша.
картина на обложке — «Пляж Масаш» Жозе Мальоа
Ваш комментарий будет первым