проститутка Мария Севера была звездой лиссабонских тусовочных районов Морариа и Байру Алту. она прожила всего 26 лет, но успела основать современный стиль исполнения фаду: португальского музыкального жанра, зародившегося в XVIII веке в лиссабонских борделях. благодаря связи со знатным любовником уже имевшая народную поплярность Севера получила возможность выступать не только в борделях, но и на большой сцене, и смогла вывести фаду на новый уровень.
Мария Севера Онуфриана родилась 26 июля 1820 года на улице Висенте Борга в районе Эштрела, которая тогда называлась улицей Мадрагоа, в доме 33. у её мамы, тоже Марии, по прозвищу Барбуда (Бородатая — ей постоянно приходилось стричь свою бородку и прикрывать её платком) была там таверна. в этой таверне Севера начала петь фаду под аккомпанемент местных гитаристов-фадишта.
голос и энергия Северы понравились пьяной публике Морарии и Байру Алту, её стали приглашать выступать в разных тавернах, которые благодаря ей получали новых постоянных клиентов.
Луиш Аугусто Палмейрим в своей книге «Чудаки моего времени» рассказывал о том, как приходил домой к Севере в Байру Алту, когда она уже превратилась в местную знаменитость.
Когда я вошёл в дом Северы, в скромное жилище, обычное для её профессии, она курила, развалившись на соломенном диване, в лакированных туфлях, прошитых красным шелковым шнурком, в шёлковом платке с орнаментом на голове и с закатанными по локоть рукавами платья.
Она была смуглой, худой, беспокойной женщиной. На её лице выделялись великолепные иберийские глаза.
Над игровым столом лежала гитара, постоянный спутник её триумфов. На стене висела (святотатство, часто встречающееся в этих домах) плохо сделанная гравюра, изображающая Страсти Христовы!
Ещё до моего короткого представления Севера поняла, что я не деловой человек, то есть не почётный фадишта, в отличие от почти всех, кого ей представляли. Она меня обласкала градом оскорблений, на который я, защищаясь, выдал речь примерно того же содержания. Вряд ли нашёлся бы кто-то способный воспроизвести это письменно.
В это время мой спутник весело смеялся над нашим нескромным диалогом, который быстро закончился. Севера с большим энтузиазмом обратилась к моему другу, которым был храбрейшим из тореро на корридах того времени. Оказалось, что она в курсе дела, знает о последнем представлении, о храбрости графа Вимиозу и о его непревзойдённом мастерстве в искусстве боя быков.
«спутник», о котором пишет Палмейрим — это Франсишку Каштру, молодой граф Вимиозу. граф был тореадором на арене боя быков Campo de Santana. на её месте сейчас медицинский факультет и парк Campo dos Mártires da Pátria. футбол тогда ещё не появился, и коррида был самым популярным видом спорта: можно считать, что граф был кем-то вроде нашего Криштиану Роналду.
в дни корриды вокруг арен, как это бывает и сейчас, вырастали целые городки с барами, грилем и другими развлечениями. в таком городке рядом с Campo de Santana выступала и Севера, которую однажды вечером заметил известный тореро граф Вимиозу.
по свидетельству приятеля графа, благодаря его знакомству с Северой и её выступлениям в его дворце родился новый стиль фаду, который в ходу и до сих пор, в XXI веке. хотя представители высшего общества тогда заглядывали в таверны Байру Алту и Мадрагоа, камерное исполнение фаду Северой было для них в новинку.
Севера умерла от туберкулёза в 1846 году, когда ей было всего 26 лет. по легенде, её последними словами были «Умираю, никогда и не пожив» («Morro, sem nunca ter vivido»). её похоронили в общей могиле на кладбище Алту Сан Жоао. согласно записи в книге кладбища Алту Сан Жоао, Марию Северу похоронили без гроба, в общей могиле.
в 1989 другая звезда фаду — Амалия Родригеш — от имени города Лиссабона установила на доме, где Севера жила и работала в последние годы, табличку в память своей коллеги. этот дом на Rua do Capelão в районе Морариа сохранился, и табличка висит до сих пор. правда, дом теперь реконструирован: прежних нищих комнат борделя уже нет, а пространство внутри стало туристическим ресторанчиком «Maria da Mouraria». там тоже по вечерам поют фаду, теперь уже в камерной атмосфере. маленькая площадь у дома называется в честь Марии: «Ларгу да Севера».
вот старый и современный вид этого дома, и табличка, установленная Амалией:
надпись на табличке: «В этом доме жила Мария Севера Онуфриана, в своё время считавшаяся в своё время высшим выражением фаду. Умерла 30.11.2846, в возрасте 26 лет. Лиссабон, 3.6.89»
улице, где стоит этот дом, посвящено «Новое фаду Северы» авторства того же Жулиу Данташа, которое исполняла в том числе и Амалия:
Ó Rua do Capelão
Juncada de rosmaninho.
…
Tenho o destino marcado
Desde a hora em que te vi
Ó meu cigano adorado
Viver abraçada ao fado
Morrer abraçada a ti.
…
О улица Капеллана,
Усыпана розмарином.
…
Моя судьба определена
С минуты, как я тебя увидела,
Мой дорогой цыган:
Жить в объятиях фаду,
А умереть в твоих.
…
в 1901 году Мария Севера стала героиней книги «Севера» (PDF, 1.5 Мб) Жулиу Данташа, по которой в 1931 году был снят фильм (доступен полностью на ютубе). роман вольно интерпретировал её историю и развил связанные с Северой мифы. графа Вимиозу в книге называют графом Мариалва, а у Северы в книге появилось цыганское происхождение, которого на самом деле у неё не было.
через год после её смерти сержант Соуза ду Казакау, друг графа Вимиозу, написал песню «Фаду Северы»:
Фаду Северы
Плачьте, фадишта, плачьте
Ведь умерла фадишта,
Ровно год сегодня,
Как умерла Севера.
Умерла, ровно год сегодня,
Королева всех фадишта,
Фаду с ней потеряло
Вкус, который имело.
Граф Вимиозу
Был тяжело поражён
Когда пришли и сказали:
«Твоя Севера умерла!»
Прибежал он к её могиле,
И успел увидеть её тело:
«Прощай, о моя Севера
Дай тебе бог удачи!»
Там, в небесном царстве
Со своей гитарой в руке,
Ты ангелов сделаешь фадишта,
Ты там устроишь переполох.
И сам Святой Пётр,
Сидя у небесных врат,
Увидел, что вошла Севера,
Топнул и запел фаду.
Поcтавьте на грифы гитар
По чёрной отметке,
Которая всем расскажет:
Фаду потеряло свой смысл.
Плачьте, фадишташ, плачьте
Что больше нет Северы,
Тот вкус, что был у фаду,
Весь закончился с нею.
слова и музыка: Соуза ду Казакау
оригинал: O Fado da Severa
Chorai, fadistas, chorai,
Que uma fadista morreu,
Hoje mesmo faz um ano
Que a Severa faleceu.
Morreu, já faz hoje um ano,
Das fadistas a rainha,
Com ela o fado perdeu,
O gosto que o fado tinha.
O Conde de Vimioso
Um duro golpe sofreu,
Quando lhe foram dizer:
Tua Severa morreu!
Corre à sua sepultura,
O seu corpo ainda vê:
Adeus oh! minha Severa,
Boa sorte Deus te dê!
Lá nesse reino celeste
Com tua banza na mão,
Farás dos anjos fadistas,
Porás tudo em confusão.
Até o próprio S. Pedro,
À porta do céu sentado,
Ao ver entrar a Severa
Bateu e cantou o fado.
Ponde nos braços da banza
Um sinal de negro fumo
Que diga por toda a parte:
O fado perdeu seu rumo.
Chorai, fadistas, chorai,
Que a Severa se finou,
O gosto que tinha o fado,
Tudo com ela acabou.
Letra e Música: Sousa do Casacão
вот эта песня в исполнении современной фадишта Катарины Моура, из фильма «Фаду» 2007 года:
в 2019 году в лиссабонском театре Политеама с успехом прошла премьера мюзикла «Севера» в постановке Филипе Ла Фериа. сценарий был основан на той же книге Жулиу Данташа. мюзикл был в программе театра больше года, прекратившись только с коронавирусным карантином. в промо-видео ниже Филипе Ла Фериа называет его «своим лучшим спектаклем за всё время»:
Севера, умершая в нищете, как случилось и с любимым португальцами поэтом Камойшем, почти сразу после смерти стала мифической фигурой: всех впечатлила смерть такой молодой талантливой певицы. не осталось её фотографий или достоверных портретов, не сохранилось слов песен, которые она исполняла — видимо, из-за неграмотности её окружения. забыты имена тех, у кого Севера училась фаду и вместе с кем его исполняла. но и в XX, и в XXI веке история португальского фаду оказалась крепко связана с именем Марии Северы.
Павел Елизаров
Ваш комментарий будет первым